Мода претерпевает изменения, позволяя художникам творить новый образ времени. В скором будущем мы перестанем воспринимать ландшафтный дизайн как нечто невозможное и станем присматриваться к образцам ландшафтного искусства как к чему-то, что можно буквально поместить за окном своего дома.
Современный ландшафтный дизайн сегодня тяготеет к органичному смешиванию стилей, форм и цветов. Если попытаться сформулировать модный тренд в современном ландшафте, то можно с уверенностью назвать сад в стиле фьюжн. Стиль фьюжн дает максимальную свободу творчеству, не давит жесткой определенностью, в нем нет четких горизонталей и вертикалей. Именно эти его характерные особенности позволяют дизайнерам создавать сады, естественным образом вписывающиеся в окружающее пространство.
Очевидно, что создание сада становится особым видом изобразительного искусства, построенного на отрасли знания природы, рожденного смешением формы, цвета и фактуры живого растительного материала. Как и в живописи, здесь важны линия и композиционное построение. Как и в живописи, в ландшафте важен сюжет, объект или их отсутствие (как в абстракционизме); разница лишь в том, что вместо масла, темперы или карандаша используются формы и текстура растений, камней, сыпучих материалов.
Живопись растениями
Родоначальником «живописи растениями», нового вида художественного творчества, является садовод-дизайнер Гертруда Джекилл. Будучи опытным и разносторонним художником, получая заказы на проектирование садов, она работала в основном прямо в натуре, делая лишь схематичные наброски посадочных планов, эскизы "для себя".
Знакомство мисс Джекилл с молодым талантливым архитектором Эдвином Лютиенсом легло в основу их сотрудничества на 20 лет вперед. Изучая сад и выбирая место для будущего дома, Джекилл и Лютиенс выработали общую художественную концепцию — "дом для сада и сад для дома". Следуя этой концепции, за двадцать лет они создали десятки домов и садов.
Сад в стиле фьюжн
Вдохновленные творчеством пейзажистки Гертруды Джекилл и архитектора Эдвина Лютиенса, тщательно изучив технологию «живопись растениями», мы приняли решение создать сад на основе старого, традиционного плодового сада. Так появился сад в стиле фьюжн. На его создание ушло несколько лет.
Основные черты, присущие этому саду: яркие краски, но без утомляющей пестроты, буйство растительности, но без запущенности. Папоротники dryopteris erythrosora, polystichum polyblepharum и можжевельники J.chinensis, J.communis придают саду романтичность, но не томную и вялую, а полную свежести и энергии. Непременные уголки, где можно предаться мечтам и уединению, заполненные хостами, ландышем майским Convallaria majalis, баданом Bergenia cordifolia, астильбами Арендса Astilbe Arendsii, располагают к отдыху. Находясь в саду, забываешь о том, что он находится почти в черте Санкт-Петербурга.
В цветнике, похожем на коллаж, благородные растения создают причудливые сочетания с дикорастущими видами растений. Гигантский мак восточный Papaver orientale соседствует с незабудкой myosotis alpestris, бело-розовый пион травянистый с тимьяном и чистецом. Кашпо с композицией из фуксии, герани ампельной и гелихризума – наш шутливый реверанс классическому стилю.
Бородатые ирисы, хоста colden Tiara, легулярия Ligularia dentata, круглые листья Nimphaea hybrida в воде приглянулись маленькой изящной гостье, расположившейся на камнях крошечного водоема.
Любимое место синичек
Арки с жимолостью lonicera periclymenum – любимое место для многочисленного семейства синичек. С громким восторженным гомоном они рассаживаются на ветках жимолости и обсуждают свои птичьи дела.
Старые плодовые деревья - один из главных элементов сада, с них он берет свое начало. Мы призываем владельцев старых традиционных садов при создании нового ландшафта, сохранять крупные деревья. Только благодаря движению листвы деревьев можно добиться тонкой игры тени и света, а их стволы создадут особую, живую графику. На фоне причудливо изогнутых стволов яблонь эффектно смотрятся бутоны пиона paeonia lactiflora «Kansas». Рядом расположились овсянница Festuca, ясколка Gerastium и колосняк песчаный Leymus arenarius. Обычные фиалки, которых так много на лесных полянах и природные валуны, придают саду естественность.
Непринужденность, простота и свобода посадок – вот те принципы, которыми мы руководствовались при создании этого сада. Цветочные заросли, сплетение ветвей, кувшинки на воде… Нам хотелось создать сад, подобный живописному произведению Клода Моне, внутри которого красиво и комфортно жили бы его владельцы, оставаясь всегда в согласии с природой, но всегда немножко вне времени. Нам повезло, мы нашли таких людей, с которыми работали на полном доверии и стали единомышленниками.
Сочетание холодных тонов розового и серебристого особенно актуально в этом сезоне.
Композиция из ели колючей, дерена желтого, барбариса Тунберга, жимолости lonicera periclymenum и калины Бульденеж делает въезд в сад несколько более парадным, нежели весь сад.
Для сада в стиле фьюжн актуальны неожиданные сочетания. В нашем саду декораторские идеи гармонично соседствуют с практичными решениями, яблони с папоротниками, традиционные вишни с туями западными Smaragd и можжевельниками J.sabrina, а смородина со спиреями.
Нежной и чувственной получилась композиция из пионов, ирисов бородатых I.barbata, овсянницы Festuca glauca, туя западная Recurva nana, чистеца Stachis lanata, можжевельника J.sabrina.
Лето только в самом расцвете, в июне сад наполнен нежными красками и пастельными тонами. Цвета растений неяркие, взгляд отдыхает на них. Однако эта неброская палитра в июле и августе обернется буйством красок и ароматов. И мы вновь пригласим Вас на прогулку по саду. Только уже на страницах сайта www.fusion.ru.
По мнению Пьера Берже, автора идеи и главного вдохновителя «Сада Ива Сен Лорана», сад – это больше чем удовольствие, это истинное наслаждение, к которому можно прикоснуться!
Руководитель, дизайнер дизайн-бюро «Фьюжн» Елена Нилова